Властитель детских душ.

«Секретные материалы, 20 век» № 23, 2003 г.
В конце восьмидесятых в Московском аэропорту Шереметьево – 2 приземлился необычный самолет. По его трапу спустился самый настоящий Микки Маус и наследник империи Уолта Диснея Дисней - младший. Дорогих гостей встречал хлебом и солью наш родной Олимпийский Мишка. Была непременная поездка по столице Советского Союза, с осмотром достопримечательностей. А потом – пресс – конференция, на которой неожиданно разразился скандал. Кто-то из журналистов спросил гостя, почему советские дети не имеют возможности смотреть в кинотеатрах фильмы мэтра мировой мультипликации. В ответ прозвучало: «Студия Диснея готова сотрудничать с Советской Россией на любых условиях при условии, что в СССР прекратят заниматься пиратским использованием образа Микки Мауса и начнут уважать авторские права.»
Сейчас наши дети могут увидеть все фильмы знаменитой студии «Wolt Disney» – и старые и самые свежие, добрые, веселые и музыкальные. Между тем, ее родоначальник считается одной из самых противоречивых фигур в истории мирового кинематографа. Его биографы часто расходятся во мнениях в оценке личности этого человека, «Властителя детских душ».
5 декабря 2001 года в Соединенных Штатах и во многих странах мира торжественно отмечалось столетие со дня рождения мэтра. Специальную юбилейную церемонию в честь легендарного мультипликатора провела в престижном лос-анджелесском районе Беверли-Хиллс американская Академия киноискусства.
Но в самом факте рождения Уолта Диснея присутствует тайна. В Чикаго, где он, по официальным данным, появился на свет, нет записи о его рождении. Дисней столкнулся с этим таинственным фактом впервые во время Первой мировой войны, в 1918 оду, когда решил записаться добровольцем в армию, но не смог подтвердить точную дату своего рождения. Единственной бумагой на этот счет было датированное 8 июня 1902 года (Диснею тогда было уже более полугода) и сделанное под присягой заявление его официальной матери Флоры Дисней о том, что ее сын родился 5 декабря 1901 года в Чикаго на Трипп-авеню, 1244. Но эта бумага комиссию не убедила.
Со временем до Диснея дошли сведения о том, что родился он на самом деле не в США, а за океаном, в Испании, в небольшом андалусском городке Мохакаре. Согласно этой версии, Дисней был сыном жительницы Мохакара Исабель Самора. Она работала поломойкой у местного врача дона Хинеса Каррильо. Исабель не была замужем, но 5 декабря 1901 года у нее родился сын. Отцом, как гласила молва, был сельский доктор. Но он не пожелал признать внебрачного сына, который получил имя Хосе Гирао Самора.
В те времена в католической Испании матери-одиночке было трудно во всех отношениях, особенно в провинции. А потому Исабель вскоре эмигрировала в США, где в Чикаго у нее жил брат. Он выступал в цирке, был акробатом. Но и в Америке судьба у нее не сложилась. И вскоре Исабель вынуждена была отдать ребенка в семью своих соседей Элиаса и Флоры Дисней. В 1902 году они крестили Хосе, дав ему имя Уолтер Элиас Дисней.
Сама мысль о том, что он не чистокровный американец, родившийся в респектабельной семье среднего класса, а сын испанской поломойки, к тому же сомнительного поведения, была невыносима для Диснея. Но не только для него. В Америке был при жизни своего рода символом страны, культовой фигурой, воплощающей возможности безграничных рубежей "американской мечты". Такую икону "американского образа жизни" никому не позволено было осквернять. Усилия предпринимались настолько серьезные, что расследованием обстоятельств рождения одного из самых "великих американцев" долго и очень серьезно занималось ФБР во главе с его директором Гувером. В 1940 году в Мохакар приехали несколько американцев. Они представились местным властям сотрудниками фирмы Диснея и получили доступ в городской архив, где хранятся свидетельства о рождении. На самом деле американцы оказались агентами ФБР и выкрали из архива свидетельство о рождении Хосе Гирао Самора, которое теперь, вероятно, находится архиве ФБР, в части "дела Диснея", объявленной государственной тайной.
Вскоре после этого случая Диснею было передано письмо, подписанное самим Гувером, в котором сообщалось: "Мы рады, что можем помочь Вам раз и навсегда подтвердить свое американское происхождение". Это один из 1200 документов ФБР по "делу Диснея", которые рассекречены. Более половины остальных бумаг в этом досье продолжает оставаться той самой государственной тайной.
Наследники Диснея опровергают эту версию как злостный сенсационный домысел. Но сам Дисней как-то обмолвился, что не считает фермера-неудачника Элиаса Диснея своим родным отцом. Видимо потому, что детства у маленького Уолта почти не было. Уже с десяти лет он должен был вставать в три часа ночи и помогать старшему брату Рою разносить утреннюю газету подписчикам.
Уолт любил рисовать. У семьи не было денег на карандаши и бумагу. Когда мальчику было всего четыре года, он нашел смолу, палку и нарисовал дом ... на стене собственного дома. Это, возможно, был самый первый рисунок Уолта. Года через три он начнет продавать свои рисунки соседям. А еще через 40 лет они будут продавать эти рисунки на аукционах. А тогда отец, думая, что все художники - бездельники, жестоко наказывал Уолта. Тем не менее юному Диснею удалось поступить в чикагский Институт Искусств, где он обнаружил, что его истинные таланты находятся скорее в области осмысления и координирования проектов, чем в составлении документов.
Критики и психологи считают, что эти испытания и, особенно, беспокойство относительно его происхождения, стали своего рода шаблоном в более поздних фильмах Диснея. Отцу также удалось вселить в мальчике ненависть к евреям, и Уолт никогда не сдерживался в своих суждениях о них. Но это уже немного другая история. Замечено, что в героях Диснея ребенок узнает сам себя. По тому факту, какой диснеевский герой наиболее симпатичен ребенку, можно понять, какие у него проблемы.
Итак, в 1918 году Уолт Дисней попытался попасть на войну, но в шестнадцать лет на службу не брали. Тогда Уолт присоединился к Красному Кресту и был послан за границу. Год он прослужил водителем санитарной машины, которая, вместо камуфляжа была покрыта рисунками.
По возвращении в Канзас-Сити в 1919 году, Уолт Дисней начал работу в качестве художественного директора коммерческой студии. Там он встретил Уба Айверкса, молодого художника, ставшего его деловым партнером. Финансовым директором студии был его брат Рой, у которого и денег было немного больше и в желании что-либо делать ему нельзя было отказать. Рой был старше Уолта на десять лет, но братья всегда были дружны и хорошо понимали друг друга. Объединив денежные ресурсы и, заняв еще пятьсот долларов, братья открыли магазин в гараже собственного дяди. Они приобрели подержанную камеру, с которой и делали двухминутные рекламные фильмы. Эти фильмы были показаны только в местных кинотеатрах и, в конечном счете, партнеры переместили свою студию в Лос-Анджелес, чтобы быть хоть чуточку ближе к кинопромышленности Голливуда.
Тысячелетия художники пробовали изображать движущиеся фигуры. В результате развития кинотехники это стало возможным. Мультипликация объединила музыку, голоса и краски. Дисней как никто понимал это.Создание даже небольшого эпизода требовало таланта директора, актера, звукооператора, сценариста и музыкального редактора. Уолт и Рой оказались способными на все это.
В 1927 году братьев обманули, отсудив у них право на экранизацию одного из первых их мультфильмов - "Освальда - удачливого кролика". Это подтолкнуло Уолта начать работу над новым персонажем - веселой, энергичной мышью по имени Мортимер. Первый фильм про Мортимера - "Стремительный самолет" был выпущен в 1928. Показ не был столь успешным, так как в это же время появились звуковые фильмы, составившие конкуренцию продукции студии.
Вскоре студия Уолта Диснея получила контракт от правительства США на производство учебных фильмы. Проекты были настолько прибыльными и интересными, что студия отказалась от продолжения работы над фильмами про Мортимера.
В 1928 году братья вернулись к идее об "энергичной мыши". Напряженная работа привела к появлению короткометражного фильма "Пароход Вилли". Капитаном судна была маленькая мышь.
Идея дать мыши другое имя, не Мортимер, а Микки Маус принадлежала жене Уолта, Лиллиан Баундс. В начале развития студии Диснея, когда финансовые дела фирмы шли не слишком хорошо, Лиллиан была его подчиненной. Влюбившись в шефа, она регулярно отдавала ему свою зарплату. Отдавала, конечно, в долг, но возвращать одолженное Дисней не собирался, а впоследствии так прямо и говорил: "Я женился на ней, потому что слишком много ей задолжал".
Есть свидетельства, что с женой Уолт Дисней обращался ужасно - бил ее, унижал и всячески издевался. Из-за побоев у нее было два выкидыша, а когда она все-таки родила ребенка, он, в очередной раз избив ее, полностью потерял к ней какой бы то ни было интерес. Детей Уолт не хотел и не любил, и через несколько лет после появления на свет дочери, Лиллиан пришлось взять еще одного ребенка из приюта. При этом на людях Дисней выставлял себя примерным отцом и в 1933 году даже получил премию журнала "Пэрентс" ("Родители") за вклад в воспитание подрастающего поколения американцев. К этому моменту он уже, правда, был знаменитым.
Дисней был человеком с очень большими странностями. Психологи приписывают эти качества тяжелому детству, когда его отец (или отчим), строгий фундаменталист-пуританин, хотя и не пренебрегавший хорошей выпивкой, постоянно муштровал маленького Уолтера при помощи палки. Как считают психологи, травмированный таким детством Дисней также впал в ригоризм и пуританство. При этом его непредсказуемость и самодурство стали нарицательными. Так, когда однажды на его очередной день рождения подчиненные сделали ему в подарок специальный мультфильм с легким налетом фривольности. После просмотра в зале босс попросил авторов поднять руки, поздравил их с высокоталантливым произведением, а потом заявил: "Вы все уволены". Хотя у Диснея работали очень одаренные художники, он держал их в черном теле: при помощи секундомеров засекал те минуты и секунды, когда на работе они отрывались от рисования, и удерживал оплату даже за то время, которое они затрачивали на заточку карандашей.
Деспотические причуды Диснея доходили до нелепости. Сам он носил тонкие усики по моде того времени. Но для всех рядовых сотрудникам его фирмы существовало строжайшее табу на эти атрибуты мужественности. Мыл он руки по тридцать и больше раз в день с одержимостью параноика. Ни с кем не мог поддерживать устойчивых дружеских отношений. Видимо, мистер Дисней полностью счастлив был только погружаясь в свой придуманный мультипликационный мир. Самым известным высказыванием Диснея стало: "Я люблю Микки Мауса больше, чем всех женщин, которых когда-либо знал".
Именно с Микки пошли его успех и слава.
В конце двадцатых годов в кино начались эксперименты со звуком. И когда в 1928 году в мультфильме "Пароходик Вилли" Микки Маус начал музицировать и танцевать, Диснею была навсегда обеспечена любовь зрителей. Вскоре мышонок оброс целой компанией зверей-симпатяг: подруга Минни, заносчивый утенок Дональд, собаки Гуфи и Плуто, три поросенка. Но именно Микки досталась основная зрительская любовь. Он и по сей день самый популярный и, несомненно, самый растиражированный мультперсонаж планеты. Студию, поставившую на конвейер производство 8-минутных короткометражек, прозвали "мышиной фабрикой", а ее владельца "мышиным королем". Кстати, Дисней так сроднился с рисованной мышью, что 20 лет сам озвучивал Микки своим неподражаемым фальцетом.
Захватившая Америку и практически весь мир миккимания беспрецедентна.
Имя мультяшного грызуна стало паролем операции по высадке войск союзников в Нормандии. У Спилберга в "Рядовом Райане" захваченный американцами в плен немец, роя себе могилу, произносит заветные слова "Я люблю Микки Мауса". И его не убивают!
Говорят, что на Рождество 1937 года Геббельс подарил Гитлеру коллекцию из 12 мультфильмов с Микки-Маусом. Вплоть до самого вступления Америки во вторую мировую войну, против которого Дисней, кстати, активнейшим образом протестовал, Уолт не скрывал своих симпатий к нацистам. В этом его поддерживали и многие другие влиятельные американцы - например, основатель автомобилестроительной промышленности Генри Форд. Уже после войны Дисней активно сотрудничал с Комиссией по антиамериканской деятельности, помогая выявлять скрытых коммунистов в Голливуде. Он по своей инициативе писал на коллег доносы в ФБР (в недавно открытых архивах их обнаружено более 500).
Все это – факты, слухи и домыслы – уже достояние истории. Неоспоримым же является то, что Уолт Элиас Дисней был невероятно трудоспособным человеком. Первые 30 лет студия братьев Дисней ежегодно разорялась, ибо Уолт постоянно ставил на карту все, что имел. Ради создания Диснейленда он заложил и дом, и деньги. Уолт Дисней перенес 8 нервных срывов и 19 жизненных кризисов. После каждой "болезни РУ" - разочарования и уныния - он возвращался к делу с еще более впечатляющими замыслами. Без депрессии не было бы эйфории! Он был злостным курильщиком и почти алкоголиком. О его романе с актрисой Долорес дель Рио было известно в Голливуде всем. Однако ни один репортер не посмел испортить его репутацию. Почему? Дисней создал для нас мир счастья, убежище от бед реальности, и было бы неблагодарностью его задеть. "Материнство, яблочный пирог и Дисней" - вот святая американская "троица". Святыни осквернять нельзя.
Дисней считается чемпионом по количеству полученных высших наград Американской Киноакадемии - 26 "Оскаров". Потрясает воображение и число выпавших на его долю номинаций на эту премию - 59. Тоже абсолютный рекорд.
Раз уж пошла речь о рекордах - в заключение - КНИГА РЕКОРДОВ ДИСНЕЯ:
Самая знаменитая подпись, ставшая фирменным логотипом.
Организатор и владелец самой большой студии мультфильмов.
Создатель самого популярного мультперсонажа Микки Мауса.
Организатор первой школы художников-аниматоров (1932).
Обладатель уникальной коллекции из 26 Оскаров и 6 спец.наград: высшая гражданская награда Америки "Медаль Свободы", медаль Лиги Наций и др.
Уолт Дисней - продюсер 633 фильмов (из них 17 полнометражных мультфильмов).
Первый звуковой мультфильм "Пароходик Вилли" (1928)
Первый цветной мультфильм "Цветы и деревья" (1932)
Самый долгоиграющий киношлягер "Нам не страшен серый волк" (мультфильм "Три поросенка", 1933)
Первый полнометражный мульфильм "Белоснежка и семь гномов" (1937) (кассовый чемпион Америки до 1939 г., первый и единственный мультфильм, получивший Гран-при кинофестиваля в Венеции)
Первый фильм со стереозвуком "Фантазия" (1940)
Первый широкоэкранный мультфильм "Леди и Бродяга" (1955)
Первый полнометражный мультфильм с живыми актерами «Мери Поппинс»(1965).
Самый прибыльный мультфильм в истории кино с учетом инфляции "Книга джунглей" (1967)
Первый тематический парк с уникальными аттракционами "Диснейленд" (1955)
Самый большой и самый дорогостоящий парк мира "Мир Диснея" (1971)
"Русалочка" (1989) стала последним полнометражным мультфильмом студии Диснея, сделанным без применения компьютеров. При прорисовке фильма было использовано около тысячи цветовых оттенков.
"История игрушек" (1995) стала первым в истории полнометражным мультфильмом, полностью созданным на компьютере.
В компьютерном мультике "Корпорация монстров" (2001) технология дошла до таких высот, что шкура зелено-лилового монстра состоит из миллиона шерстинок.
Как считают эксперты, по узнаваемости фирменных марок с "Уолтом Диснеем" могут потягаться разве что только "Макдоналдс" и "Кока-Кола".
Уолт Дисней умер от рака легких 15 декабря 1966 года. Незадолго до смерти он говорил: «Мои фильмы предназначаются людям, которые ещё не разучились смеяться и плакать!" Видимо, это было главной целью его жизни.
Сайт управляется системой uCoz