Чаплин в женском гриме Генри Лерри Генри Лерри Чарли - Мусин Мусин и Юрский Павел Алексеевич Павел Алексеевич - комический бухгалтер
Румянцев (афиша) Комический полет (Вязов)

«Русские лики Чарли Чаплина».

«Секретные материалы, 20 век» № 13, 2003 г.

Чарли Чаплин - английский актер, сделавший карьеру в Америке. "Вращение тросточкой, легкое движение бровей и усиков, вежливое приподнимание котелка и ловкий удар в зад - так рождался облик будущего чаплиновского героя, которого зрители привыкнут звать ласкательным именем Чарли (во Франции - Шарло, в Испании - Карлито, в Германии - Карлшен)". Первый черновой набросок будущего образа маленького нелепого человечка в котелке и с тросточкой появился в 1914 году в его фильме «Детские автомобильные гонки».
Эта маска стала настолько популярна, что подражатели Чаплина быстро появились в большом количестве и в США, и практически во всех других странах мира, включая Китай. В их числе оказалось немало крупных актеров и актрис вроде звезды американского немого кинематографа Глории Свенсон.
Однажды был объявлен конкурс двойников Чарли, где сам Чаплин занял десятое место!

В двадцатые годы в Советской России тоже появились свои Чаплины. О некоторых из них мы хорошо знаем, они вошли в историю цирка. Другие нам не известны, но остались в памяти их цирковые имена и чудом сохранившиеся фотографии. Мы расскажем о некоторых из них, саамы знаменитых «Чаплинах» Советского Союза..
Одни были внешне очень похожи. Другие – не похожи вовсе. Но главным делом их жизни было – СМЕШИТЬ.

В 1930 году Юный Михаил Румянцев закончил цирковое училище, отделение клоунады. За плечами были годы тяжелого, голодного детства, породившие в нем болезненную застенчивость. А как застенчивому клоуну работать на арене цирка? Да еще при маленьком росте. Румянцев пытался перебороть этот порок гротесковой маской и первое время появлялся на публике в классическом образе Рыжего – Васи. Получалось скучно и, почему-то не смешно. И тут на помощь Румянцеву пришел трогательный образ Чарли. Румянцев ухватился за него, как утопающий за соломинку! Котелок, тросточка, усики, утиный шаг – репризы были еще несовершенны. Но публика полюбила своего Чарли, потому что УЖЕ ЛЮБИЛА ЕГО. Коверный Румянцев жил образом Чарли четыре года. И, пожалуй, начал тяготился им. Надо было следовать велению времени. Однажды артист увидел альбом с репродукциями известного французского карикатуриста, который подписывался псевдонимом Каран Д’Аш. «Вот оно!» - осенило молодого клоуна. Так родился знаменитый на весь мир Карандаш.

В 1934 году на экраны нашей страны вышел фильм Александрова «Цирк». Это была классическая музыкальная мелодрама с потрясающе красивой героиней Любовью Орловой и мужественным красавцем Столяровым. Были и комические герои. Среди них, весело болтавших, выделялся маленький бессловесный Чарли, трогательный грустный клоун - верная тень красавицы Мери. В этой роли снялся глава цирковой семьи Вязовых – Анатолий Вязов. Это была семья акробатов – жена Татьяна и сам Анатолий. Почти сразу после выхода фильма на экран, Вязовы создали цирковой номер «Комический полет», пародию-парафраз. Сам Анатолий Вязов работал в гриме Чарли.
Случилось чудо – маска номера буквально приросла к гимнасту и он начал работать коверным Чарли. Говорят, что он был так похож, что многие зрители были уверены в подлинности его персонажа.
Во время Великой Отечественной войны Анатолий Вязов много выступал с фронтовыми цирковыми бригадами. После войны он возобновил свой старый номер «Комический полет». В шестидесятые годы в этом номере уже работали его дети – дочь Виолетта и сын, тоже Анатолий.

Самым органичным советским Чаплиным был неподражаемый Хасан Мусин. Он тоже начинал, как акробат, был воспитанником знаменитого эквилибриста Аристархова. В конце двадцатых годов он впервые увидел на экране Чарли Чаплина и буквально «заболел» им. Но мысль самому надеть эту маску пришла к нему позже, когда жизнь свела Хасана Мусина с другим комиком-акробатом – Генри Лерри,
Генри Лерри – уникальный, мужественный артист. У него была старая травма – разрыв связок, она не давала возможности не только совершать даже простые прыжки - он не мог на носках приподняться. Лерри сконструировал для себя особый протез – от пояса к ногам были протянуты закрепленные струны, которые и помогали ему совершать сложнейшие пируэты. Одним из псевдонимов Лерри был Генри Чаплин. Когда началась война, он, как многие артисты в то время, ушел на фронт и погиб.

Репризы Генри Чаплина были настолько изящны и смешны, что Мусин понял - он тоже должен стать Чаплиным, но другим. Как это сделать, он пока не знал. Помог случай. В 1931 году Хасан Мусин работал в Алма-Атинском цирке. Однажды на представлении не появился коверный. Мусин уговорил своего руководителя и директора цирка разрешить ему играть репризы и выступать в акробатических номерах в костюме Чарли. От безысходности ему это разрешили. Успех был ошеломляющим.
С тех пор Мусин и Чарли стали единым целым. Сначала он использовал репризы Генри Лерри, но потом стал придумывать свои и родился новый Чарли.
Клоуну у ковра отпущено всего несколько коротких минут, а иногда и считанные секунды. И за эти несколько мгновений он должен взорвать равнодушие публики, овладеть ее вниманием, заставить ее смеяться и плакать! Публика всегда капризная и разная, как очень красивая девушка, так говорил сам Хасан. Он появлялся из-за кулис с маленькой гармошкой-концертино в руках, наигрывая лирическую мелодию. Так начинались его репризы. А потом, на языке пантомимы он говорил с публикой так, что зал следовал за его концертино, как за дудочкой из сказки – зал СМЕЯЛСЯ! Игра на гармонике – это был эффект неожиданности: неудачник Чарли столь мастерски владеет инструментом. Мусин был одним из родоначальников цирковой пантомимы.
На фотографии рядом с Хасаном Мусиным стоит известный в 30-40 годы цирковой режиссер – Юрий Сергеевич Юрский, отец народного артиста России Сергея Юрьевича Юрского.

Клоун Павел Алексеев был Чаплином -«поневоле». История рождения его Чарли немного похожа на Чарли Мусина. В 1932 году Алексеев с партнершей работал в Гомельском цирке эксцентрический акробатический номер «Макс и Максли». К открытию сезона должен был приехать новый коверный, который, как и многие его собратья выступали в образе Чарли Чаплина. Весь город был заклеен афишами и билеты на представление раскупались очень хорошо. В день премьеры выяснилось, что коверный, по неизвестной причине, так и не появился. Назревал грандиозный скандал. Тогда, чтобы спасти положение, директор цирка приказал Максу – Алексееву скомбинировать костюм Чарли и работать вечером коверным. Публика не заметила подмены и представление прошло вполне благополучно. Все это так пришлось по душе директору, что Алексеев работал Чаплиным весь сезон. На этом сходство судеб заканчивается. Потому что Алексеев был от этого образа не в восторге, не очень любил его. Ему больше по душе были сатирически сценки с диалогами, игра с публикой. А образ Чарли не давал быть многословным. Алексеев упорно искал ему замену. Теперь уже трудно сказать, было ли это заметно в его работе. Наверно – нет, публику нельзя обмануть. И поэтому, сменив костюм Чарли на другой, он не утратил своей популярности.

В середине тридцатых накатила очередная волна борьбы с рецидивами буржуазной идеологии. Воинственные ревнители пролетарской культуры ополчились на буффонадную клоунаду и эксцентриков. Газеты и журналы запестрели заголовками: «Прочь с арены нелепо размалеванные физиономии клоунов!» «Обновленный цирк предает анафеме буржуазное наследие – гоготание и хихиканье над кретиноподобными клоунами!» «До каких пор советский зритель будет терпеть идиотские обливания клоунов водой?!»
Сурово расправлялись и с коверными, выступавшими в масках Гарольда Ллойда, Пата и Паташона, Чарли. Чаплина. Их смех отнесли к разряду «утробного», «пустого развлекательства, далекого от запросов советского зрителя». «Эти персонажи – принадлежность капиталистического мира! Они совершенно не приемлемы для нас!»
Еще несколько лет и коверные сами пришли бы к другим образам. Но не дали. Для Мусина запрет на любимую маску был оглушительным ударом. Он долго не мог прийти в себя. Образ Чарли был его жизнью. Несколько лет, болезненно, через душевую боль искал он новый образ. И все же надо было жить и работать. Он сменил котелок на канотье, пиджак – на полосатую футболку. Но осталось что-то неуловимое в облике, тот же утиный шаг Чарли и любимая гармоника-концертино. Ему удалось перехитрить суровых цензоров.
Алексеев, вздохнув с облегчением, сменил котелок и потертый костюм Чарли на шляпу- «пирожок» комического бухгалтера Павла Алексеевича. Он стал первым «бытовым» клоуном. В этой роли он был невероятно популярен! Ему больше не приходилось ломать себя, надевая каждый вечер нелюбимую маску! Но осталась тросточка, шляпа сильно мала, пиджак – великоват. И неистребимые «Чаплинские» усики. Не отпускал Чарли. Вошел в плоть и кровь, стал частью артиста. Павел Алексеевич блестяще вел сатирические диалоги на злобу дня. Только нет-нет, да и взглянут сквозь смех на зрителей грустные чаплинские глаза.

Цирк – это вечная дорога. Клоун всегда в пути. Много ли места занимали в стареньких чемоданах котелок, пиджак, туфли? А тросточку можно взять в руку…
Главным делом их жизни было – СМЕШИТЬ.
Они были такие разные. Они были так похожи. Разные судьбы, сходные судьбы. Маленькие нелепые человечки, которых вся страна звала одинаково – ЧАРЛИ.


Материалы и фотографии были любезно предоставлены научным сотрудником Музея циркового искусства Смирной Ларисой Васильевной.
Сайт управляется системой uCoz